Сочинение, которое пишется в рамках ЕГЭ, представляет собой публицистическое рассуждение на основе исходного текста. Следовательно, по жанровой характеристике это будет именно сочинение-рассуждение.
Шаг за шагом мы учимся писать сочинение-рассуждение.
Шаг 1.
Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению-рассуждению и критериями его проверки.
Знание критериев помогает выстроить работу, увидеть композицию и четко представлять те требования, которые к ним предъявляются. Составляем композиционную схему сочинения.
Композиционная часть сочинения | Номер абзаца | Содержание и объем |
---|---|---|
Вступление | 1 |
Автор и тема исходного текста. 2-4 предложения. |
Проблема | 2 |
Основной вопрос, поставленный в тексте. 2-4 предложения. |
Комментарий | 3 |
Прокомментировать ход мыслей автора. 6-10 предложений. |
Позиция автора | 4 |
Ответ автора на поставленный вопрос. 1-3 предложения. |
Собственная позиция Первый аргумент Второй аргумент |
5 6 |
Доказательства. 8-12 предложений. |
Заключение | 7 |
Вывод. 2 предложения. |
Шаг 2.
Внимательное чтение и осмысление текста:
- прочитать;
- подчеркнуть самые важные предложения;
- определить тему текста;
- найти вопрос, который ставит перед читателем автор. Это будет проблема текста;
- найти ответ на поставленный вопрос. Это будет позиция автора.
Таким образом, мы устно определили тему текста, что будет вступлением к сочинению, проблему и позицию автора.
Шаг 3.
Записываем полученные наблюдения. Во вступлении формулируем тему исходного текста. Можно высказать мнение об актуальности поднятой темы.
Следующий абзац – формулирование проблемы, которую мы уже выявили. Следует помнить, что проблема обозначает отрицательное явление: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании». В формулировке можно использовать отглагольные существительные: «проблема возрождения милосердия», «проблема влияния природы на человека».
Два наиболее простых способа формулировки проблемы:
- своими словами;
- в виде вопроса.
Шаг 4.
Комментарий текста.
Прокомментировать текст – это значит, проследить ход авторской мысли, опираясь на прочитанный текст.
Следует помнить, что, комментируя, мы говорим о том, что делает автор; пересказывая, мы говорим о том, что делает герой.
Обращаем внимание на подчеркнутые предложения.
Итак, автор рассказывает, утверждает, раскрывает, подчеркивает, заостряет внимание, сравнивает, сожалеет, восхищается и т.д.
Здесь уместно использовать небольшие цитаты.
Вопросы, помогающие в полном объёме прокомментировать все аспекты текста.
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Речевые клише.
Автор раскрывает проблему на примере…
В центре внимания автора…
Автор обращает внимание на…
Автор особо подчеркивает, что…
Следует обратить внимание на мысль о том, что…
Автора волнует…
Шаг 5.
Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Способом отражения позиции автора зависит от того, насколько определенно она заявлена в тексте. Если в тексте есть фраза, ясно передающая точку зрения автора, в сочинении можно использовать прямую речь. Например:
Автор четко выражает свою позицию: «…»
Позиция автора передана в тексте достаточно определенно. Он пишет: «…»
Если позиция не выражена в тексте прямо, её следует сформулировать, исходя из общего содержания текста.
Шаг 6.
Собственная позиция и её аргументация.
Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (согласен || не согласен). Позиция пишущего должна быть подтверждена двумя аргументами. В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
Чаще всего выпускники согласны с позицией автора: следовательно, тезисы автора и выпускника будут совпадать. Здесь обращаем внимание на то, что нужно постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои в виде двух аргументов из жизненного опыта и литературы.
Так как жизненные ситуации, к которым обращается автор сочинение не всегда являются подтверждение мысли автора исходного текста, выгоднее сослаться на мнение авторитетного источника, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости.
С начала десятого класса мы с учениками собираем банк пословиц, поговорок, изречений, которые заранее распределяются по темам: образование, книга, культура, духовность, экология, красота и т.д.
К сожалению, примеры из художественной литературы не частые гости в сочинениях ЕГЭ. Школьники либо вообще не находят в своём интеллектуальном багаже подходящих примеров, либо избегают их из боязни допустить неточность.
Шаг 7.
Заключение.
Оно должно быть логическим и эмоциональным итогом рассуждения. Чаще используют риторическое восклицание.
Спасибо за материалы к ЕГЭ.