Методическая разработка урока басни Крылова по литературе.
Ворона и Лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Прослушать аудиозапись — басня "Ворона и Лисица":
Скачать аудиозапись — Басня «Ворона и Лисица» — .mp3, 640 кб. Скачать презентацию к уроку — Басня Крылова «Ворона и Лисица» — .ppt, 727 кб. Скачать урок — Басня Крылова «Ворона и Лисица» — .doc, 82.5 кб.Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: Г.С. Меркин – Москва, «Русское слово», 2010 г.
Название раздела, темы: Русская басня.
Тема урока: И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.
Цели урока:
1) обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.
2) развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся
3) воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация, карточки с текстом басни, карточки- информаторы
Планируемые результаты:
познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи:
Ресурсы сети Интернет:
- Литературные имена (http://www.library.ru)
- Сайт жизни и творчества И.А.Крылова (http://forum.template-cms.ru)
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
---|---|---|---|---|
Организация начала занятия |
личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотрите друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!» |
Самоопределение | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности |
личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. |
— Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». — Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» — БАЯТЬ.(слайд1)
— Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)
— Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица») |
Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях». Учащиеся читают текст, делают выводы. Выявление желания знакомиться с творчеством автора |
6 мин |
Постановка цели |
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
— Как же научиться читать с таким же мастерством? Определим цели нашего урока. (слайд 4) |
Ознакомление с целями урока |
2 мин |
Открытие обучающимися нового знания |
регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в парах. |
— Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни. — Итак, у нас получился такой план. (слайд5) |
Работа в парах | 5 мин |
Физкульт-минутка |
Буратино потянулся, ***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! |
Вместе с ребенком учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту. | 1 мин | |
Организация деятельности по восприятию и анализу басни |
личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах; Регулятивные |
1. Мораль (слайд 6) — Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) — Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. — Подчеркните самые важные для понимания слова. (слайд 6) — Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно) — Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной) — Но поучать можно по –разному. — А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) ——Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7) 2. Ворона и сыр — Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы? (под Вороной подразумевается человек) — Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет) — Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8) Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем. Воспользуйтесь иллюстрацией. (слайд 9) — Как относится к ней Крылов (с усмешкой) В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно) (слайд 10) — Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3. Появление лисицы (слайд 11) — Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) — Почему? (показать, как голодна Лиса) — А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»? — На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12) — А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько) — Как называет Крылов Лису? (плутовка) — То есть, какая Лиса? (хитрая) — Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) — Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша) — То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко. — Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации 4. Лесть Лисы (слайд 13) — Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. — Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот) — Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот. — С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать) — Какими словами Лисица льстит Вороне? — Найдите и подчеркните. (слайд 14) — Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков) — А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить. — Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 5. Потеря сыра (слайд 15) — В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией. — Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). — Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы. — С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо). — А как стоит произнести последнюю строчку? — Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16) — Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. |
Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами. Работают в группах. Тренинг для 1 группы – выразительное чтение отрывка
Тренинг для 2 группы – выразительное чтение отрывка
тренинг для 3 группы – выразительное чтение отрывка
тренинг для 4 группы – выразительное чтение отрывка
тренинг для 5 группы – выразительное чтение отрывка |
20 мин |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
личностные: — оценивать результат учебной деятельности; регулятивные: — соотносить полученный результат с поставленной целью. |
— А теперь послушаем профессиональное чтение басни. — Вам понравился урок? — Чему научил вас сегодняшний урок? — В заключение сосчитайте свои солнышки. |
Учащиеся делают выводы | 4 мин |
Домашнее задание |
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
Задание на выбор: 1. Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова. 2. Инсценируйте басню. 3. Выучить басню наизусть. |
1 мин |
Карточка-информатор
Ключевые слова
1) Лесть (льстец) – угодливое восхваление
2) Сколько раз твердили – постоянно повторяли
3) Гнусна — внушающая омерзение, вредна — опасна
4) Не впрок — не на пользу
5) Уголок – маленькое местечко
Комментариев нет.
Для этой записи пока никто не оставил комментарий!