Тест по русскому языку ЕГЭ 2015, Вариант 3

Далее представлен третий вариант теста ЕГЭ по русскому языку 2015 с ответами на вопросы.

Шпаргалки к тестам ЕГЭ – 2015 помогут вам выполнить этот тест!

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Подводные лодки – сравнительно новый тип военных кораблей. (2)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (З)Тогда же, во время Гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (4)… в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (5)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (6)Это казалось невероятным, маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. В начале XX века подводные лодки стали новым видом морского вооружения, хотя первые действующие подводные лодки появились ещё в XIX веке.
  2. Во время Гражданской войны в США состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля.
  3. Первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке.
  4. Первые действующие подводные лодки появились в XIX веке, но только в начале XX века они смогли наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности.

Ответ:__________________________________.
 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в 4 предложении текста?
Выпишите это слово.

  • Иными словами,
  • И только
  • Потому что
  • Поэтому

Ответ:__________________________________.
 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВИД. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении (5) текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  1. категория глагола
  2. внешность, видимый облик
  3. тип
  4. состояние

Ответ:__________________________________.
 

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Выпишите это слово.

  • прибЫв
  • дОнизу
  • принЯтый
  • щЁлкать

Ответ:__________________________________.
 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО  употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ
    практической необходимости подобного исследования.
  • Для проведения соревнований необходимо иметь резервное поле
    с ИСКУСНЫМ покрытием.
  • Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением
    в защиту природы.
  • АРТИСТИЧЕСКИЕ коллективы неоднократно посещали наш город.

Ответ:__________________________________.
 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • опытные инженера
  • красивее дочери
  • в тысяча девятисотом году
  • полки для кухонь

Ответ:__________________________________.
 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Самая высокая степень человеческой мудрости-умение сохранять спокойствие духа вопреки внешних угроз. 1) Смешение прямой и косвенной речи
Б) Тех, кто в 18 столетии высказали предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами. 2) Неоправданная инверсия
В) Вечером мы уже были на туристической базе,  стоящей на берегу моря и которая занимала почти полпарка. 3) Ошибка в употреблении предлога
Г) Рога пятнистого оленя, использующегося для получения  ценного лекарства, называются панты. 4) Ошибка в употреблении причастного оборота
Д) Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество топлива на зиму. 5) Ошибка в употреблении деепричастного оборота
  6) Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого
  7) Нарушение однородности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

8. Определите ряд слов, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • р. .альный,  ск. .зание, м. .тинговать
  • л..нгвистический, ош..ломлённый, прот..реть
  • умн..жать, напр..вление, фин..нсист
  • м..ридиан, прогр..ссивный, повт..рять

Ответ:__________________________________.
 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • Пр..ломление, пр..высить, пр..открыть
  • Под..тожить, об..скать, меж..нститутский
  • Бе крайний, ни..падающий, и..черпать
  • з..вязать, пр..бабушка, об..йти

Ответ:__________________________________.
 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

  • се..щий с утра дождь, его обещания ничего не сто..т
  • жалобно забле..т ягнята, беспоко..щийся о детях
  • мол..щий о помощи, пассажиры дремл..т в креслах
  • орехи хорошо кол..тся, колебл..щийся от ветра

Ответ:__________________________________.
 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

  • издавн..
  • толк..тня
  • запрост..
  • раскреп..щенность

Ответ:__________________________________.
 

12. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Чацкий уезжает, (не)найдя сочувствия живого.
  • Меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где (ни)что не помешает работать.
  • Анна Павловна дала понять, что ни она, (ни)кто-то другой не имеют права обсуждать желания императрицы.
  • Касьяна (не)слишком обрадовало наше внезапное посещение.

Ответ:__________________________________.
 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • (В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
  • Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь  миниатюра, на которой запечатлён художник.
  • Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
  • ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Ответ:__________________________________.
 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Воща(1)ые пластинки,  берестя(2)ые полоски, старательно выровне(3)ые доски, применявшиеся некогда для письма, были непригодны для долговреме(4)ого  хранения.

Ответ:__________________________________.
 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.
  2. В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.
  3. В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.
  4. Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

Ответ:__________________________________.
 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

Ответ:__________________________________.
 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Ответ:__________________________________.
 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

Ответ:__________________________________.
 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Ответ:__________________________________.
 

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Синявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.(6) Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. (9)Однажды после обеда послышался гул машины. (Ю)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:(20)- Это мой дед! (21)Раныне он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей… (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи- то тихие голоса…(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р.Савинову)

Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.

20. Какие из высказываний не соответствует содержанию текста?
Укажите номер ответа. 

  1. Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.
  2. Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Синявы жили люди.
  3. После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности — радоваться каждой минуте жизни.
  4. Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.

Ответ:__________________________________.
 

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?
Укажите номера ответов.

  1. Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.
  2. В предложениях 11-12 содержится повествование.
  3. В предложении 14 представлено описание действий персонажа.
  4. В предложении 45 представлено повествование.

Ответ:__________________________________.
 

22. Среди указанных предложени найдите фразеологизм и выпишите его.

  • (5)
  • (14)
  • (15)
  • (33)

Ответ:__________________________________.
 

23. Среди предложений 9-16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
Напишите номер этого предложения.

Ответ:__________________________________.
 

24.  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство — (А) («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»),  с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. (Б) («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя- рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В) (в предложении 28) — помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство — (Г) (предложение 36) -отражает глубину чувств юноши».

Спи­сок тер­ми­нов:

  1. Диалектизмы
  2. эпитеты
  3. парцелляция
  4. синтаксический параллелизм
  5. вопросительное предложение
  6. сравнительный оборот
  7. просторечное слово
  8. метафора
  9. анафора
А Б В Г
       

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Ответы на вопросы: Часть 1
№ Задания Ответ
1 14
2 итолько
3 3
4 принятый
5 искусственным
6 инженеры
7 36742
8 умножатьнаправлениефинансист
9 бескрайнийниспадающийисчерпать
10 колютсяколеблющий
11 издавна
12 ничто
13 кверхутотчас
14 34
15 24
16 12
17 14
18 1
19 124
20 34
21 4
22 нистогониссего
23 16
24 6285

Ответы указаны без пробелов по правилам заполнения бланков!

Комментариев нет.

Для этой записи пока никто не оставил комментарий!

Оставить комментарий