Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

План-конспект урока по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Выявление и формулировка проблемы».

Цели и задачи:

  1. Осуществить поэтапную подготовку к сочинению-рассуждению (ч. С1 ЕГЭ)
  2. Сформировать умение выделять проблемы текста.

Научить формулировать проблемы разными способами.
 

Теоретическая часть

Учитель: На экзамене вам предстоит написать сочинение – публицистическое рассуждение на основе исходного текста.

Схему построения сочинения-рассуждения можно представить следующим образом.


Слайд 1.

Композиционная часть сочинения Номер абзаца Содержание абзаца
Вступление 1 Автор и тема исходного текста.
Основная часть 2 Анализ исходного текста: проблема, комментарий, позиция автора по данной проблеме.
3 Формулировка собственной позиции экзаменуемого. Первый аргумент.
4 Второй аргумент.
Заключение 5 Итог рассуждения.

Сегодня мы поговорим о проблеме текста. От того, насколько правильно вы поймете проблему текста и сформулируете её, будет зависеть всё ваше сочинение.

– Итак, что такое проблема? (Это сложные вопросы, требующие исследования и решения)

– Подберем к слову синонимы. (Вопрос,  задача)

– Какие бывают проблемы?

Виды проблем

– Как выявить проблему? (Необходимо внимательно прочитать текст. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Проблема должна охватывать не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации)

– Как сформулировать проблему? (Существуют два наиболее простых способа формулировки проблемы: 1) в виде вопроса; 2) своими словами)
 

Помощь.

Для формулировки проблемы можно использовать следующие речевые клише.

Проблемы, поднятые автором, касаются того, что…

Одной из проблем, поставленных автором, является…

Автор затрагивает проблему…

Автор поднимает в тексте важные проблемы. Особо хочу выделить одну из них…
 

Типичные ошибки.

  1. Непонимание проблемы и неумение её формулировать.
  2. Сужение или расширение проблемы.
  3. Чрезмерное цитирование.
  4. Пересказ содержания.
  5. Замена проблемы авторской позицией.
  6. Неверное формулирование проблемы.

Проблемы – сложные вопросы, требующие исследования и решения. Поэтому неверными являются формулировки типа «проблема любви к природе», « проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательные явления: «проблема наркомании», «проблема загрязнения окружающей среды». Или использовать отглагольные существительные: «проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия», «проблема влияния природы на человека».
 

Практическая часть

Коллективная работа.

  1. Прочитайте внимательно текст
  2. Выделите проблему в тексте
  3. Выявите тип проблемы
  4. Сформулируйте и запишите проблему двумя способами


Слайд 3.

В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ

(1) Библиотека — это не сумма книг, а система книг. (2) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. (З) Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

(4) Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (5) Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (6) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из де­ревьев, травы и грибов: они живут в сознании человека. (7) И для большого человека нет даром прочтённой книги. (8)Она находит место в его сознании. (9) Библиотеки — это лаборатории, в кото­рых проектируется мир. (10)Литература открывает мир!

(11 )Читаем мы часто поспешно и невнимательно. (12) Хороших книжек, таких, которые непременно нужно прочесть, немного, а мы прочитываем их наспех, и потому у нас возникает ошибочное ощущение, что мы их уже знаем. (13) Мы этим портим себе чте­ние. (14) Книгу должно рассматривать так же внимательно, как часовщик рассматривает часы и шофёр — машину.

(15) Не надо пугаться, что написано уже столько книг. (16) Всё равно, мол, не прочтёшь. (17) Если вы верите в себя, то количе­ство вещей, которые вы запомните, будет вам неоднократно вспо­минаться. (18) Вы будете идти всё дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать. (19) Поэтому надо запасаться книгами в эту дорогу.

(20) К книге надо относиться, как к жизни. (21) Её надо читать собственными глазами. (22) Недоверчиво. (23) Рассматривать. (24) Выискивать в ней точное знание. (25) И идти от книги к кни­ге. (26) Ведь книга — это только дорога.

(27) Надо уметь видеть вещи в их сущности. (28) Не так, как они разложены, а так, как они есть в мире. (29) Книга приучает к раз­глядыванию вещей. (30) Вся литература — это умение видеть, уме­ние знать.


Обсуждая текст, приходим к следующим выводам:

  1. Проблема отношения к книгам.
  2. Тип проблемы – философская.


Записываем в тетрадях.

  1.  Автор затрагивает важную для современного общества проблему отношения к книгам.
  2.  Как объяснить читателям, что книга открывает мир, что поспешное и невнимательное чтение приводит к непониманию содержания книги? – над этими вопросами размышляет в своём тексте автор.


Самостоятельная работа.

Ученики получают тексты и работают самостоятельно.
 

Материалы для работы с учащимися

Текст 1

В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ

Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

Николай Михайлович Пржевальский поменял великосветский Пе­тербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костра, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита спе­циальная медаль… Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не бо­лели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг.

…Но ведь все не могут быть путешественниками или работать с вирусами трахомы. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, сто­ять у станка или считать деньги в сберегательном банке. Молодые лю­ди работают везде: и в автопарках, и на хлебозаводах, и в сбербанках.

А как же подвиг?

И всё же мне кажется — есть место подвигу в любой обстанов­ке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над жела­нием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот мужественный человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошённостью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое по­двиг.

Человек в основе своей всегда устремлён к хорошему. Haдо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал ухо­дить от этого устремления. Мы живём в большом общежитии, и надо уметь любить своих товарищей, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.

Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе горение и мужество, на другом — тунеядство л трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу пойдёт человек, зависит от него самого.

(Н. Дубинин)

Текст 2

Учитель и ученик… Помните, что написал на своем портрете, пода­ренном юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрач­ное, на бессмертие.

И вот что сказал Виталий Валентинович Бианки своему лучшему ученику Николаю Ивановичу Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, — «ставят их на хорошую пес­ню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставля­ют. Они просто поют. Изо всех своих птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище. Главное — чище! Чистота свиста ценится у них превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»

(М. Дудин)

Текст 3

Образование..- Это слово имеет великое множество определений. Существует мнение, что образование — погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. Прошлое — это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывается в течение многих веков у того или иного народа, нации. Настоящее — это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собствен­ной жизни. Будущее — это надежды, выраженные разными способами. В основании такой мечты — образцы культуры. Каждый момент жиз­ни человека., начиная с младенчества, — момент освоения им культуры. И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа?». Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способ­ность осознать мир через образы, которые создает сам человек. Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия c этим миром.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, что­бы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забывается».

(По С. Кокориной)

Текст 4

Несколько лет назад я участвовал в одной избирательной кампании.

Приехали мы в таёжный городок Лесосибирск. (3) Выступили несколько раз, а вечером хозяева повезли нас поужинать в лучшую, как они сказали, закусочную города. (4) Накормили по-русски — местной рыбой, борщом, пельменями. (5) Но когда мы выходили из этой закусочной, я оглянулся и, прочитав горящее неоновыми буквами её название, обалдел: закусочная называлась «Оклахома»… (6)С той поры Оклахома стала для меня символом нашего самооплевания, нашего лакейства и холуйства.

(7) Приедешь в любой древний русский город — Калугу, Рязань, Воронеж, — идёшь по центральной улице: магазины, рестораны, фирмы — и кругом «Клондайк», «Аляска», «Эльдорадо», «Миссисипи»… (8)Словом, сплошная Оклахома. (9) И Москва-Сити — тоже Оклахома. (10) И «Кофе-хауз» вместо тёплого слова «кофейня» — тоже Оклахома.

(11) Всё тянут нас и тянут. (12) Уже не поймёшь куда: в Европу или в Америку. (13) Ну какая же мы Европа, если две трети России находится в Азии? (14) Не только быт, промышленность и сельское хозяйство, но головы и души у нас живут по-разному. (15) И не в языке дело.

(По Ст. Куняеву.)

Текст 5

1) Каждое утро спешит к своим столам, компьютерам, папкам и подшивкам новоявленное, быстро плодящееся чиновничество. (2) Проходили годы, менялась власть в стране, а они как спешили к своим чиновничьим столам ежеутренне, так и спешат по сей день. (3) Такое впечатление, что орден «папконосцев» год от года разрастается, взбухает. (4) Увеличивается подобно раковой опухоли.

Глядя на этот год от года густеющий поток чиновников-папконосцев, хочется понять: если их всё больше и больше, если они всё лучше и лучше оснащены технически — то почему мы в нарастающей степени мучаемся от бюрократизма, всесилия столоначальников, потрясающей волокиты и элементарного неуважения к нам, гражданам, со стороны этой чинорати?

Меня, как, наверное, многих граждан, давно занимает одна загадка. (7) Со всех сторон слышим: наши чиновники живут плохо, зарплата у них мизерная, потому они как бы заведомо вынуждены быть взяточниками и вымогателями. (8) Но возникает вопрос: если жизнь «столоначальников и клерков» так тяжка и неприглядна, то почему столь велико их число? (9) Почему их количество не уменьшается, а возрастает?

(По Ж. Миндубаеву.)

Текст 6

(1)Роль памяти в духовном становлении  человека огромна. (2)Доказательство этому народный опыт. (3)Почему издревле на Руси придаётся такое огромное значение памяти?  (4)Беспамятный человек – не уважаемый. (5)Человек же, способный хранить долгую память,- нравственный образец. (6)Есть в народе такая поговорка: « Иван,  не помнящий родства». (7)Так называют самого последнего человека,  того,  кто не помнит своего прошлого, сво­его рода, дел предшественников. (8)Он — самый презираемый человек на Руси.

(9)Порой меня поражает странное невежество молодых людей. (10)Это плохое знание истории,  отсутствие той большой высокой памяти,  которая должна присутствовать в человеке. (1 ] )Ведь он не  летучий стручок,  в мире у него есть корни, а они в земле его предков,  которые создавали наше государство,  обороняли его, которые создавали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

(12)Если человек хочет прожить жизнь ответственно,  серьёзно,  прошлое должно быть частью его души существа, естества человеческого.

(Ю. Нагибин.)

Текст 7

(1)Однажды под настроение Иван Тихонович рассказал мне самое сокровенное. (2)Рассказчик Иван Тихонович, как  и многие мои земляки,  путёвый,  и не буду я улучшать его повествование своим вмешательством. (З)Пусть  забудется человек,  вспомнит  о радостном, неповторимом,  что было только в  его жизни  и не будет уже ни  в какой другой,  хотя порой нам кажется, что жизнь человека,  в особенности простого, везде и всюду одинаковая. (4)А если это и так, всё равно давайте приостановимся — мы уже так редко слушаем друг друга. (5)Не  вникая в жизнь ближнего своего,  не разучимся ли  мы чувствовать чужую радость,  чужое горе, боль, и глядишь,  когда нам больно  сделается,  никто не   по- может нам,  не  пожалеет,  не  услышит  нас. (6)И не  утратим ли  мы насовсем то ,  что зовётся древним добрым словом — сострадание!

(В. Астафьев.)

Всего комментариев − 1

  1. Январь 28, 2015

    Урок интересен,нужен именно сейчас. Выявлено самое главное в сложной для ребят-выпускников теме. Еще раз спасибо.

    Ответить

Оставить комментарий