Анализ поэтического текста

Скачать презентацию — Анализ поэтического текста — .pptx, 1.31 мб.

Рассмотрим анализ поэтического текста (стихотворения) на начальном этапе работы.

В последнее время часто звучат споры о приоритетности определённых предметов в курсе средней школы. Естественно, литературе  необходимо уделять особое внимание.

Преподавание лирики чрезвычайно актуально в наше время. «Простота» лирических текстов, включённых в разделы учебников литературы 5-8 классов, не даёт возможности видеть «настоящую» поэзию. Такое ощущение возникает потому, что вопросы, предлагаемые авторами учебников, не помогают углубить первичное восприятие стихотворения, почувствовать текст.  А ведь именно серьёзная, вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основанием для размышления о смысле стихотворения, многое открыть в нём.

Я считаю, что наиболее важными являются самые первые уроки по лирике, проводимые в пятом классе. Ведь именно в этот момент закладывается отношение к тексту не как к сухому и скучному, а к тексту, который таит в себе загадку, некий потаённый смысл.

Но сначала должен пройти подготовительный этап к первичному восприятию стихотворения. И в течение первого месяца я провожу подготовительные упражнения (иногда на уроках русского языка, когда среди упражнений встречаются стихотворения; иногда на уроках литературы).

Упражнение 1. Рисуем стихотворение.

Возьмите карандаши тех цветов, которые будут необходимы для изображения картины, написанной поэтом.

Конечно, дети сначала приносят только те цвета, обозначение которых есть в стихотворении. Но разбирая поэтические строчки, они узнают, что есть ещё другие цвета: серый-скука, голубой-надежда, розовый-мечта, синий-глубина, жёлтый- тепло и др. Это упражнение учит детей думать, воспринимать, ассоциировать.

Упражнение 2. Нарисуйте настроение стихотворения.

 Интересной и плодотворной является работа над определением настроения стихотворения. Можно предложить с помощью карандашей или красок выразить настроение, которое есть в данном поэтическом тесте. Самая важная часть работы – это обсуждение того, что получилось в процессе рисования. Так как все рисунки будут разными.

Упражнение 3. Подберите картины художников, отражающие  тему стихотворения.

Упражнение 4. Поиск метафоры. Поиск связи между разнородными предметами.

Что общего в словах  жизнь-судьба-семья-счастье, лампочка- туфли- компьютер?

Например, дружба и цветок. Дружба расцветает как цветок и вянет.

Статуя и душа. Статуя — образ человека, душа тоже. И то и другое легко разбить.

Зайчонок и ученик. Ученики и зайчата маленькие. Оба любознательные. Ученик не выучил уроки и боится идти в школу. Ученик перед учителем, как зайчонок перед волком.

Иногда я задаю слова, которые, кажется, ничего общего не имеют. Но дети очень быстро находят метафору. Чем меньше связаны значения слов, тем интереснее.

Упражнение 5. Подберите  к существительным глаголы – олицетворения или эпитеты.

Выполнение этих упражнений позволит, во-первых, объяснить значение многих тропов, во-вторых, раскрепостит, сделает свободным воображение ученика, в-третьих создаст эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

 Ученики привыкают к необычности явлений, выразительности, учатся  смотреть на предметы и  явления с непривычной точки зрения.

Главным на уроках литературы становится совместный поиск двух читателей: ученика и учителя, поиск ответов на вопросы, совместное решение задачи, неизвестное порой не только первому, но и второму. И роль учителя здесь значительна. Во-первых, необходимо помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль; во-вторых, давать высказаться всякому желающему сказать; в-третьих, отсекать те ходы в поисках ответов, которые не ведут никуда.

На таких уроках делается много  наблюдений, кажущиеся иногда незначительными детали могут оказаться  ключом к пониманию сложного текста. В процессе работы над стихами разных поэтов свои наблюдения, находки записываем в тетрадь. Очень удобно записывать все наблюдения в следующую таблицу:

Фонетика Выводы
Лексика (тропы) Выводы
Морфология Выводы
Синтаксис Выводы

Или начать знакомство с разными уровнями анализа стихотворения.

 

Уровни анализа стихотворения

Фонетический Лексический Синтаксический

Ритм, рифма, размер, слова (короткие, длинные), звучание

(ассонанс, аллитерация)

Слова одной тематической группы, синонимы, антонимы, слова определённой части речи, тропы Предложения простые, осложнённые, сложные

Эта работа основана на методике М.Л. Гаспарова. Она позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, проводить научное исследование текста, глубоко вникать в каждое слово.

Такая подготовительная совместная работа учеников позволяет собрать богатейший материал, который впоследствии каждый из них использует индивидуально.

 

Как начинать работать над анализом стихотворения.

Но настаёт момент, когда необходимо собрать всё воедино. К письменной работе по анализу лирического стихотворения надо серьёзно готовиться. Особенно трудно справиться ней начинающим литературоведам. Поэтому составляется план в виде вопросов, представляющий своеобразный алгоритм действий.

  1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
  2. Настроение стихотворения.
  3. Как выражается настроение стихотворения? Докажите, приводя примеры тематических групп слов.
  4. Как оно построено? Насколько частей можно разделить стихотворение.
  5. Как звучит стихотворение (размер, ритм, рифма)?
  6. Какие художественные приёмы использует автор (тропы, звукопись, цветопись, повторы, слова одной и той же части речи, использование предложений определенной конструкции).
  7. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?
  8. Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателей?
  9. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
  10. Личное впечатление от стихотворения.

Также пятиклассникам, пока не искушённым оформлять свои наблюдения над текстом, можно подсказать такие конструкции, речевые клише:

«В стихотворении (автор, название) говорится о… .  В стихотворении (название) (фамилия поэта) описывает (что?). В стихотворении царит… настроение. Стихотворение пронизано… настроением. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на… части, так как… .  Композиционно стихотворение делится на… части, потому что… . Звучание стихотворения создаёт… ритм. Короткие (длинные) строки подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… . Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать… . Используя… , поэт создаёт образ… . Лирический герой этого стихотворения представляется мне… . …ассоциируется с… . Образ… вызывает ассоциации с…».

 

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Составим таблицу, которую мы будем заполнять по мере наших наблюдений.

Фонетика Лексика (тропы) Морфология Синтаксис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Стихотворение не имеет название. Почему?

– Придумайте название.

– Посмотрите, как построено стихотворение. Как оно звучит (3 строфы, ритм медленный, торжественный, в конце утверждающий, размер ямб)

– Строфу, состоящую из 4 строк, по-другому еще называют катреном.

– Посмотрите, сколько глаголов в первом катрене? Что обозначает глагол «есть», какое действие, временное или постоянное? (постоянное, то, что всегда существует независимо от каких-то причин)

– Обратите внимание на слово «осень»? Есть оно еще в тексте? Какие ассоциации возникают при чтении этого слова?

– Почему Тютчев называет осень первоначальной? Можно сказать «первоначальное лето», «первоначальная зима» (осень делится на 3 этапа)

– На что указывает многоточие после первой строфы? (поэт призывает писателя к размышлению)

– Делаем вывод. Как нужно читать первую строфу? (медленно, неторопливо, раздумывая)

– О какой поре говорит эпитет «дивная пора» (бабье лето, это особенное время, удивительно по своей красоте)

– Обратите внимание на слова «день» и «вечера» в 3 и 4 строке. Почему поэт использует разное число? (Каждый день особенный, индивидуальный, не похож на другие, а вечеров много, они все теплые и ясные)

– Как описывается день в стихотворении? Прочитайте (день стоит как бы хрустальный) Какой художественный прием использует здесь автор? (сравнение)

– Каким бывает хрусталь? (звонким, хрупким, прозрачным) Объясните сравнение (день прозрачный, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее; день звонкий, потому что звук разносится далеко; день хрупкий, потому что осенняя погода непостоянна, в любой момент может испортиться)

– Обратите внимание на эпитет лучезарные вечера. Что означает слово «лучезарные»? (озарен лучами, т.е. теплый, ясный, светлый)

– Прочитаем вторую строфу стихотворения. Какая картина предстает перед вами? (поле, где уже собран урожай)

– А чьё присутствие мы чувствуем в  стихотворении? (человека, серп – это его орудие труда) Как вы понимаете олицетворение «серп гулял» (т.е. работал легко, весело, играючи)

– Обратите внимание, что здесь так же, как и слово день – серп и колос употреблены в единственном числе. Автор как бы укрупняет предметы, придает им единичность.

– А какое слово еще свойственно человеку (волос)

– Значение слов «тонкий волос паутины» приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще о человеке. И это неспроста, ведь осень обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни – старость.

– Какие еще художественные средства вы заметили? (бодрый серп, праздная борозда, волос паутины) Какой образ создается с помощью эпитетов и метафор? Объясните их (эпитет «праздная борозда» — пустая, свободная от работы на ней, проводящая время в безделье)

– С каким эпитетом перекликается «праздная борозда» (отдохнувшее поле). О каком поле можно так сказать? (на котором уже не ведутся никакие работы)

– Обратите внимание на слово «пусто» во второй и «пустота» в третье строфе. Это не печальная пустота, а, наоборот, радостная, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай.

– Каким знаком препинания заканчиваются первая и последняя строфы? Почему? (многоточие – недосказанность, настраивает читателя на размышление)

– Что вы можете сказать о последней строфе (она пронизана оптимизмом. Осень продолжает дарить тепло, согревая старость, и отодвигает время зимних бурь). Как ее нужно читать? (С радостью)

– Теперь давайте прочитаем, что вы записали в таблице.

Фонетика Лексика (тропы) Морфология Синтаксис

3 катрена

ритм медленный, торжественный, в конце утверждающий

размер — ямб

эпитеты: первоначальная осень, дивная пора, лучезарные вечера, бодрый серп, праздная борозда, отдыхающее поле

сравнение: день стоит как бы хрустальный

олицетворение: серп гулял

метафора: волос паутины

глаголов мало, преобладают существительные и прилагательные

день – ед. ч.

вечера – мн. ч.

серп, колос – ед. ч.

Три сложных предложения

После 1 и 2 многоточие, в каждом предложении есть тире

– Как вы теперь ответите на вопрос «о чем это стихотворение»?

Вывод:

«И льется чистая и теплая лазурь». Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступление ранней осени. В стихотворении воспевается осеннее спокойствие. Тишина волнует, заставляет задумываться над человеческой жизнью. Созерцание красоты окружающего мира – это одна из возможностей сделать человека хоть намного счастливее. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы и использует для этого яркие образные средства.

 

Примеры сочинений учеников 6 класса и их анализ.

При оценивании сочинений использовались следующие критерии:

  1. определение настроения стихотворений;
  2. тема стихотворений;
  3. лексические средства (тропы);
  4. звукопись, цветопись;
  5. понятие лирического героя;
  6. определение стихотворного размера;
  7. композиции.


1) В стихотворении Тютчев описывает начало осени. Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Она готовится ко сну и напоследок радует человеческий взор волшебной красотой.

Стихотворение состоит из 3 строф, размер ямб, настроение мелодичное и торжественное.

В первой строфе мир вокруг удивительно красив, дни становятся «хрустальными», а «вечера лучезарны». Во второй строфе чувствуется некая грусть. Человеческую душу тревожат тягостные мысли: «пусто», «лишь паутины тонкий волос блестит…». Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэт показывает, насколько тесно природа связана с жизнью человека.

Отдых в это время года не имеет ничего общего с ленью, это награда за долгую и упорную работу. Осень позволяет человеку отвлечься от суеты своих собственных дел и предаться созерцанию красоты природы.

В сочинении №1 правильно раскрыта тема, немного намекается на цветопись, верно определена смена настроения, удачно цитирование, прослеживается лирический герой, имеется знание понятия композиции. Но не обозначены тропы, стихотворный размер.
 

2) Главная идея стихотворения заключается в том, чтобы рассказать об удивительной осенней поре. Созерцание ее красоты дает возможность человеку задуматься о многом. Употребление тире, многоточий наталкивает на размышления, раздумья.

В стихотворении много существительных и прилагательных. Тютчев употребляет слово день в ед.ч., так как хочет показать, что осенью день непостоянен. Даже маленький листочек может пожелтеть за ночь. А «вечера» во мн.ч. указывают на то, что они останутся по-прежнему теплыми и светлыми.

Все слова в стихотворении красиво связаны в эпитеты, метафоры и олицетворения. Созерцание красоты природы это одна из возможностей сделать людей хотя бы немного счастливее.

В сочинении №2 проведена хорошая работа со словом, находки поясняются примерами из текста и ассоциациями из жизни. Очень трогательно звучит предложение «все слова красиво связаны в метафоры, эпитеты, олицетворения». Но ничего не сказано о композиции.
 

3) В стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора. Стихотворение легко читается. В первой строфе веселое настроение. Особую радость доставляет погода – мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием: «хрустальный день», «лучезарные вечера»

Но вместе с тем человеческую душу отягощают грустные мысли. И многоточия в конце предложений наталкивают на размышления о красоте природы.

Осень – это напоминание о скором наступлении холодов. Но, несмотря на это, ритм стихотворения торжественный. Длинные слова, сложные предложения заставляют звучать стихотворение мелодично. Стихотворение вызывает много различных ассоциаций.

В сочинении №3 ученик обратил внимание на звукопись, правильно определил тему и идею стихотворения, но не раскрыл, какие ассоциации вызывает стихотворение. Ничего не сказал о лирическом герое и о композиции.
 

4) В стихотворении Тютчева описана природа, начало осени. Это доказывают такие слова, как «в осени первоначальной», «падал колос», «пусто все», «простор везде», «птиц не слышно», «отдыхающее поле». Стоят последние теплые деньки. «День стоит как бы хрустальный», в этом сравнении целая картина. День звонкий, прозрачный, хрупкий, он свеж, чист, красив.

Описывается природа, которая ожидает прихода зимы. Но настроение стихотворения торжественное, мелодичное, радостное. До зимних бурь еще далеко. А пока мы наслаждаемся тишиной и покоем. Урожай убрали, поля опустели, человек отдыхает вместе с природой.

В сочинении №4 ученик показал умение находить тематическую группу слов, хорошо поработал над раскрытием сравнения «день хрустальный», уловил настроение, определил лирического героя.
 

5) Стихотворение написано в три катрена, размером вольный ямб и обладает мелодичным, торжественным ритмом. В нем присутствуют разные художественные средства. Эпитеты «дивная пора» и «первоначальная осень» подчеркивают красоту этой поры, «праздная борозда», «отдыхающее поле» – свободное от трудов, работ, а раньше здесь «гулял серп» – бойко и весело жал колосья. Метафора «паутины тонкий волос» намекает на присутствие человека. Автор прибегает к различного рода хитростям, употребляя существительные то во мн.ч., то в ед.ч.. Стихотворение состоит из трех сложных предложений с тире и многоточием. Я думаю, Тютчев писал не только об осени, но и о человеческой старости.

В сочинении №5 не прослеживается тема и идея стихотворения, все сводится к композиции. Некоторые моменты, характерные для анализа, перечисляются, но не раскрываются. Однако удачно описаны художественные средства.

 

Заключение.

Уже с первых уроков по лирике мы должны внушить своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Ибо слово в поэзии, по словам Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар, гораздо большего размера.

Поэзия – это крик души, это голос совести, а иногда это чуть слышный  ропот трепещущего сердца. Лирика открывает нам душу поэта, чувствительную, с пылающими  в ней страстями, сильную, противостоящую окружающему миру. Поэтому без понимания слова в его эстетической функции, без умения уловить смысловые эмоциональные оттенки в тексте нет должного восприятия поэзии.

Моя задача – сделать уроки по лирике интересными и даже загадочными, на каждом из них должно происходить какое-то открытие.

Комментариев нет.

Для этой записи пока никто не оставил комментарий!

Оставить комментарий