Новые методы и приёмы в современном образовании

Кирилл Васильевич Россинский внес большой вклад в становление государственной системы образования в нашем крае. При его участии была создана целая сеть учебных заведений. Было положено начало специализированному образованию детей. Благодаря Россинскому впервые многие одаренные дети нашего края получили возможность обучаться грамоте, потом продолжить обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Наш край был активно включен в культурную жизнь страны.

Так от одной свечи зажглись сотни свеч. Кубанские школы, училища – яркие огоньки, загоревшиеся благодаря просветительской деятельности Россинского, всю жизнь трудившегося на благо Кубани. Отблески его душевного света озаряют сегодня всех тех, в ком горит любовь к знаниям.

Прошли сотни лет, все изменилось в мире, стране, в родном крае. Созданы условия для развития новой генерации людей с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой.

Мы живем в современном веке научно-технического прогресса. Перед школой поставлена важная задача – обучить компетентного человека, который смог бы интересно мыслить, находить ответы на трудные жизненные вопросы. Особая роль в обучении подрастающего поколения отводится учителю, который становится для детей образцом примера и подражания. Нынешние ученики в корне отличаются от прошлого поколения. Теперь дети видят в учителе большого помощника в поисках знаний.

Современный урок способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьника к дальнейшему познанию и потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Это то, о чем мечтал К.В. Россинский.

Успех и решение учебных воспитательных задач на уроках литературы в значительной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, лучше воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят литературу, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.

Новые технологии критического мышления позволили по- новому взглянуть на процесс обучения и воспитания детей. В современных условиях, когда объем необходимых для человек знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно усвоения определенной суммы знаний. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленно применяются на практике.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы.

Например, анализ поэтического произведения. Эта тема приводит в трепет даже старшеклассников. Своей задачей я считаю сделать уроки по лирике интересным и даже загадочными. На каждом из них должно происходить какое-то открытие. Уже с первых уроков по лирике я внушаю своим ученикам мысль о том, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Ибо слово в поэзии, по утверждению Заходера, это шар, внутри которого находится ещё один шар.

Нужно научиться расшифровывать текст, читать не слова, а понимать и видеть, что внутри них. Ведь лирика открывает нам душу поэта, поэтому без понимания слова в его эстетической функции, без умения уловить смысловые эмоциональные оттенки в тексте нет должного восприятия поэзии.

Конечно, всё это очень сложно, но если начинать такую работу с 5 класса, в 10-11 нас ждет грандиозный успех: дети обучаются видеть то, что не всегда заметит учитель.

Привожу примеры таких упражнений:

Упражнение 1. Рисуем стихотворение.

Возьмите карандаши тех цветов, которые будут необходимы для изображения картины, написанной поэтом.

Конечно, дети сначала приносят только те цвета, обозначение которых есть в стихотворении. Но разбирая поэтические строчки, они узнают, что есть ещё другие цвета: серый-скука, голубой-надежда, розовый-мечта, синий-глубина, жёлтый- тепло и др. Это упражнение учит детей думать, воспринимать, ассоциировать.

Упражнение 2. Нарисуйте настроение стихотворения.

 Интересной и плодотворной является работа над определением настроения стихотворения. Можно предложить с помощью карандашей или красок выразить настроение, которое есть в данном поэтическом тесте. Самая важная часть работы – это обсуждение того, что получилось в процессе рисования, так как все рисунки будут разными.

Упражнение 3. Подберите картины художников, отражающие  тему стихотворения.

Упражнение 4. Поиск метафоры. Поиск связи между разнородными предметами.

Что общего в словах  жизнь- судьба- семья- счастье, лампочка- туфли- компьютер?

Например, дружба и цветок. Дружба расцветает, как цветок, и вянет.

Статуя и душа. Статуя — образ человека, душа тоже. И то и другое легко разбить.

Зайчонок и ученик. Ученики и зайчата маленькие. Оба любознательные. Ученик не выучил уроки и боится идти в школу. Ученик перед учителем, как зайчонок перед волком.

Иногда я задаю слова, которые, кажется, ничего общего не имеют. Но дети очень быстро находят метафору. Чем меньше связаны значения слов, тем интереснее.

Упражнение 5. Подберите  к существительным глаголы – олицетворения или эпитеты.

Выполнение этих упражнений позволит, во-первых, объяснить значение многих тропов, во-вторых, раскрепостит, сделает свободным воображение ученика, в-третьих создаст эмоциональный настрой, особенно необходимый для уроков по лирике.

Ученики привыкают к необычности явлений, выразительности, учатся  смотреть на предметы и  явления с непривычной точки зрения.

Главным на уроках литературы становится совместный поиск двух читателей: ученика и учителя, поиск ответов на вопросы, совместное решение задачи, неизвестное порой не только первому, но и второму. И роль учителя здесь значительна. Во-первых, необходимо помогать в формулировках, когда трудно выразить мысль; во-вторых, давать высказаться всякому желающему сказать; в-третьих, отсекать те ходы в поисках ответов, которые не ведут никуда.

На таких уроках делается много  наблюдений, кажущиеся иногда незначительными детали могут оказаться  ключом к пониманию сложного текста. В процессе работы над стихами разных поэтов свои наблюдения, находки записываем в тетрадь. Очень удобно записывать все наблюдения в следующую таблицу:

Фонетика Выводы
Лексика (тропы) Выводы
Морфология Выводы
Синтаксис Выводы

Или начать знакомство с разными уровнями анализа стихотворения.

Уровни анализа стихотворения

Фонетический Лексический Синтаксический

Ритм, рифма, размер, слова (короткие, длинные), звучание (ассонанс, аллитерация)

Слова одной тематической группы, синонимы, антонимы, слова определённой части речи, тропы Предложения простые, осложнённые, сложные

Внедрение новых информационных технологий и Интернета изменили представление о содержании, методах, формах и средствах обучения и дали импульс к выработке новых педагогических технологий.

В течение  нескольких  лет я  работаю над  темой «Использование  ИКТ  на уроках  русского языка и литературы с учетом личностного подхода к обучающимся».

За время работы над данной темой самостоятельно созданы мультимедийные  уроки литературы и русского языка, собран банк презентаций по отдельным темам, которые регулярно используются на уроке.

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память ученика.

Презентации позволяют учителю  наглядно представлять материал, интенсифицировать процесс объяснения   нового материала, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации, повышать познавательную активность обучающихся. Для учащихся  – наглядно представить учебный материал, сделать урок более интересным.

Преимущества учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением заключаются в следующем:

  1. делают обучение более эффективным;
  2. активизируют познавательную деятельность учащихся;
  3. усвоение добытого самостоятельно знания повышает уровень понимания материала учениками;
  4. усвоение знаний и развитие умений на основе ИКТ  формирует навыки исследовательской работы, как практические, так и теоретические (поиск информации, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и предъявление);
  5. работа со справочной литературой в электронном формате вызывает повышенный интерес школьников ;
  6. повышают интерес к изучаемому предмету.

Использование  ИКТ  возможно  на разных этапах: при  контроле знаний учащихся, при объяснении нового материала,  при  работе  со словарными словами. Это позволяет максимально реализовать самостоятельность школьников, умение работать в паре, в группе, выполнять индивидуальные задания, осмысливать собственные учебные результаты (что узнал? чему научился? зачем это нужно?), предъявлять результаты индивидуальной и коллективной проектной деятельности.

Применение ИКТ, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока –виртуальной экскурсии. Данные формы урока я широко использую в своей практике.

Например, анализ стихотворения А.Блока «Вхожу я в темные храмы».

Урок посвящен анализу стихотворения Блока. Понимание поэзии Блока вызывает затруднение у старшеклассников и данная форма урока с использованием ИКТ позволяет воспитать внимание к поэтическому слову Блока, сформировать эстетический вкус и приобщить к творчеству поэта.

Не поняв стихотворение, не прочувствовав, ученик не может правильно прочитать его, не говоря уже о литературном анализе.

Для понятия лирического стихотворения нужна особая атмосфера, особый лирический настрой. Лицо поэта, история создания, образ возлюбленной – первый посыл к пониманию стихотворения.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» посвящено Л. Менделеевой.  На уроке представлены слайды с изображением А.Блока и его жены Л.Менделеевой; церковь, где

они венчались, и которая, по словам автора, явилась поводом для создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме».

Звучит живое слово профессионального чтеца Бориса Ветрова в сопровождении музыки Lloyd Webber. На фоне чтения проходят слайды с изображением Исаакиевского собора, где встретились Блок и Менделеева. Слушая стихотворение в особой атмосфере, понимаешь, насколько важна любовь в жизни человека, именно такая, как у Блока, нежная, чистая и идеальная, которая заставляет перенестись с земли на небо.

Такое восприятие стихотворения пробуждает не только любовь к поэзии. Ученик испытывает потребность прочитать и другие стихотворения поэта, поразмышлять над ними. После первичных ассоциаций работа над стихотворением становится интересной и плодотворной.

В процессе анализа учитель направляет учащихся и удачно подводит к правильному выбору. На уроке используется много литературоведческих терминов, и учащиеся умеют правильно их воспринимать.

Применение информационных технологий на уроке литературы при изучении творчества А.Блока позволяет видоизменить весь процесс обучения.

Актуальность данного урока очевидна. Интерактивный демонстрационный материал делает урок более современным, ярким, зрелищным и запоминающимся. Учащиеся вовлечены в самостоятельную, поисковую, творческую работу. Урок отвечает современным требованиям, стоящим перед школой.

Применение ИКТ повышает эффективность обучения, улучшает организацию урока, повышает интерес учащихся к предмету, активизирует и развивает творческий потенциал и познавательную деятельность, совершенствует умения и навыки.

Важно, чтобы дети переживали на каждом уроке радость открытия, чтобы у них формировался познавательный интерес.

Активизация учения школьника является следствием повышения эффективности и качества учебного процесса.

Комментариев нет.

Для этой записи пока никто не оставил комментарий!

Оставить комментарий