Духовно-нравственное воспитание учащихся

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере. Это происходит из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и утраты традиционных духовных ценностей. Следовательно,  одной из важнейших задач образования является воспитание души ребёнка. Общество, а особенно молодёжь, нуждается в религиозном образовании. ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ  являются главными христианскими добродетелями. Они характеризуют, пре­жде всего, отношение человека к Богу.

Кирилл Васильевич Россинский видел главное своё предназначение  в деле воспитания духовности и патриотизма казачества, которое призывал на брань духовную, на бой в защиту родного Отечества! Девизом его жизни было древнее изречение, которое уподобляет человека горящей во тьме свече: "Aliis inserviendo ipse consumor!", что означает «Служа другим, сгораю».

Кирилл Васильевич Россинский внес большой вклад в становление государственной системы образования в нашем крае. При его участии была создана целая сеть учебных заведений. Было положено начало специализированному образованию детей. Благодаря Россинскому впервые многие одаренные дети нашего края получили возможность обучаться грамоте, потом продолжить обучение в Москве и Санкт-Петербурге. Наш край был активно включен в культурную жизнь страны.

Так от одной свечи зажглись сотни свеч. Кубанские школы, училища – яркие огоньки, загоревшиеся благодаря просветительской деятельности Россинского, всю жизнь трудившегося на благо Кубани. Отблески его душевного света озаряют сегодня всех тех, в ком горит любовь к знаниям.

В нашу эпоху ЛЮБОВЬ к ребёнку — это ответственность за его воспитание. И воспитание души ребёнка должно быть приоритетным.

Пока еще трудно встретить школу, уже ставшую «лабораторией духовности». Педагогика лишь идет к этому идеалу. Поэтому современная школа ищет и экспериментирует.
В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Если учитель малоэмоционален, если у него не развита "сердечная сфера", не глубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

Учитель — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.

Ведущими  формами творческой деятельности, направленными на развитие духовных и нравственных  качеств личности, являются  творческие объединения учащихся, факультативы, классные часы,  научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках,  массовые литературные,  музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города,  различного рода  конкурсы, олимпиады.

Я бы хотела остановиться на такой форме творческой деятельности, как КЛАССНЫЙ ЧАС.

Рядом с нашей школой находится храм Александра Невского. Учащиеся видят его из окон кабинета,  слышат на уроках колокольный звон, знают,  в честь кого он построен, но ничего не знают об этом человеке.

Рассказать или предложить ученикам самим добыть эти знания?

Знания, добытые собственным трудом, намного ценнее? Ребята делятся на творческие группы и через неделю на классном часе наши «учёные историки» и «практики» предоставляют исчерпывающий материал об Александре Невском: презентации, доклады, викторины.

На вопрос: кто бывал в храме?- все отвечают положительно. На вопрос: что вы чувствовали, войдя в храм?- не отвечает почти никто, лишь единицы говорят о красоте и величии архитектуры.

В духовном мире  у каждого своя дорога. Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти  в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

В чём же идея христианской религии? В реализации этого очень сложного понятия  интересным может стать классный час « Нравственные заповеди – основа православия».

Мы с ребятами отправляемся в далёкое прошлое, к самым истокам христианской религии, где узнаём об израильских племенах и их вожде Моисее.

Фрагмент классного часа:

Подготовленный ученик:

«Библия рассказывает, что Моисей однажды забрёл далеко в горы и оказался в каком-то древнем святилище. Там из недр терновника, охваченного невиданным неопаляющим огнём, он услышал голос Божий, призывающий его на служение. Голос властно требовал, чтобы он шёл как вестник Неба к своему угнетённому народу и избавил его от рабства. Он должен привести евреев сюда, к святой горе, и Бог даст им во владение страну, текущую молоком и мёдом. И Моисей выполнил волю Бога и привёл евреев к Синайской горе. Все в трепете устремили взоры на её вершину, над которой повисли непроницаемые тучи. Время от времени среди них вспыхивали молнии, и удары грома отдавались среди расселин трубными звуками…(звучит органная музыка)  Между тем Моисей отделился от народа и стал подниматься всё выше и выше к синайской вершине. Вот он уже скрылся среди утёсов, уходя туда, где тучи, где неистовствует гроза и буря, где густой сумрак окружает божественную тайну. Там Господь дал ему каменные скрижали-плиты. На них были написаны десять заповедей, которые должен был соблюдать народ…»

Учитель: Нравственные заповеди стали основой православия. Ребята, а что такое нравственность? (Ученики дают различные определения, и все они основываются на положительных качествах людей.)

Заранее к классному часу учащиеся готовят сообщения о нравственности.

Ученик: «Человеку присущи добрые и злые побуждения, вытекающие из его природы. Есть такая пословица: «От сумы и тюрьмы не зарекайся». Верующий знает, что Бог не допустит безнаказанно преступать его заповеди, за всякий грех привлечёт к ответственности и ЕГО гнев может обрушиться на виновного и обернуться для него страданиями или гибелью. Это Божий страх».

Ученица: «В христианстве Божий страх заменяется любовью. Человек боится совершить поступок, неугодный в очах любимого существа, боязнь своим грехом осквернить его любовь и тем самым лишить себя общения с ним».

Ученик: «Безрелигиозная  нравственность приводит к безнравственности, к тому, что мы наблюдаем в нашем столетии, побившем все рекорды по жестокости, беззаконию, преступности, наркомании. Если в душе человека нет Бога, то у общества  нет сил уберечь  его от пути, ведущего в пропасть. «Если бога нет, то всё позволено!» — говорил устами своих героев Ф.М. Достоевский. Библия же учит: за вседозволенность приходится платить –  и дорогой ценой».

Ученица: «Основная идея христианской религии — спасение человека от того, что порождает несчастье, страдание, болезни, войны, смерть, всё зло в мире. Порождающей причиной зла христианство называет грех, то есть акт личности,  направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который составляет исключительно достоинство и красоту человека среди мира живых существ.

Грех обезображивает человека, разрушая природу души внутренне, а чаще внешне, в результате чего вся деятельность человека приобретает ненормальный характер. Парадокс реальной жизни состоит в том, что люди или не видят этого или, видя, не могут справиться с собой. Вся жизнь мира в целом, с православной точки зрения, поэтому не только не достигает золотого века, но, напротив, оказывается в тяжёлых, жизнеугрожающих ситуациях».

Учитель: Ребята, а вы можете подтвердить сказанное своими одноклассниками примерами из жизни?

(Учащиеся активно участвуют в разговоре, приводят много примеров.)

Учитель: В пошлом и этом столетии действительно было совершено много зла. Но,  видя его,  истинные христиане  не должны отчаиваться, унывать.  «Если хочешь бороться со злом – начни с себя»,- так говорят многие религиозные наставники.

Ребята, я ВЕРЮ, что всё услышанное вами на классном часе не пройдёт даром. Я НАДЕЮСЬ, что вы задумаетесь о многих важных понятиях, сделаетесь чище и добрее, и наша жизнь превратится в ЗОЛОТОЙ ВЕК.

Под звуки органной музыки звучат слова:

… И опять ты приходишь в мой сон и уводишь за руку с собой в волшебный мир. И опять я, робея и волнуясь, вхожу в храм, где царит всепокоряющая, величаво спокойная красота, и в моих ушах отголоском звучат десять христианских заповедей:

– не убивай

– не кради

– не прелюбодействуй

– почитай отца твоего и мать твою

– не лги на ближнего своего

– не завидуй ему

– не произноси имя Господа твоего напрасно…

О многом захотят ещё узнать учащиеся после этого классного часа. Кто изображён на иконах? Как правильно читать икону? Какие бывают православные праздники? И  многие другие.

Моя задача лишь направить учащихся к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки ими будут выбраны – решать им самим.

Комментариев нет.

Для этой записи пока никто не оставил комментарий!

Оставить комментарий